БУДЕМ СЧИТАТЬ, хоть и беседуем мы вдвоем в вашей мастерской, что третий в сегодняшнем
разговоре - вы сами. Из далекого 1990 года, когда в интервью "Творчеству"
вы дали несколько оригинальных определений художественных процессов.
- 1990 год был временем
публикации интервью, излагал я все это еще годом раньше, в 1989-м.
- Вы назвали тогдашний
момент завершением легализации теневой изокультуры. Согласившись
с определением А. Якимовича этого явления как симметричного официозу.
Связку "официоз - полулегальный андеграунд" вы признавали естественной
для кончавшейся на наших глазах эпохи: "Тирания нуждается в шутовстве,
и наоборот". Сформировались ли в последние годы, как вам кажется,
новые симметричные конструкции?
- Симметричные - вряд
ли, но какие-то оформились. Мне казалось, что настает наконец
время плюрализма. Нет. Если, к примеру, "Декоративное искусство"
сегодня в руках определенной идейной группировки, то чужому уже
на его страницы не попасть. Или галереи - все ужасно держатся
за то, что им удалось взять в свои руки. А мода на Западе на "новое
русское" превратилась на деле в интерес к советскому, что так
долго было скрыто железным занавесом. Я плохо отношусь к соц-арту,
очень много тут литературы. И этому множество причин. "Делали"
его в основном люди, близкие к книге. Буквально - многие работали
в издательствах, где еще тогда? Среди них графики и несостоявшиеся
скульпторы, но отсутствуют художники с живописной интенцией. Они
очень, кроме того, хотели пояснить искусством нашу диковинную
для остального мира жизнь. Выставляет, например, Кабаков в Касселе
советский типовой сортир, населенный советскими людьми. А иностранцы
понимают буквально: "В России люди, правда, жили в уборных?" И
это нужно объяснять, к искусству все время нужна литература. Мне
всегда нравился американский поп-арт. Он многое взял из американской
жизни, но - и выявил присутствие и черты негритянской и других
национальных культур - и повлиял на жизнь Америки. У нас этого
не случилось.
- Вы тоже, впрочем,
провели оригинальную акцию, и она требует пояснения.
- Ну если только для
читателя - для непосредственных ее зрителей в этом не было нужды,
они были ее участниками.
- Кажется, летом
1991 года?
- Аккурат в августе.
Я назвал ее "Архипелаг"...
- ...не по Солженицыну,
а по названию группы, с которой выставляетесь с начала 80-х вместе
с Ашотом Асратяном, Николаем Чулковым.
- 3 августа 91-го
я представлял ее один. Задумав "Архипелаг" на Гоголевском бульваре
в Москве, я сделал с точностью до наоборот то, с чего начинался
когда-то авангард. Там идея была: взять с улицы и перенести в
музей. Например, знаменитый писсуар, помещенный в музейный зал.
Конечно, эпатаж, но и сакрализация предмета с помойки в стенах,
где зритель настроен на высокое. Это начинается с покупки билета,
с гардеробного номерка, ступеней и колоннады... Приходя в зал,
зритель готов воспринимать высокое, вечное. И нетленное, между
прочим. А это не совсем так: осыпаются и Рембрандт, и да Винчи.
Краски со временем меняют цвет, картину уродуют реставраторы.
Картина вообще - это как бы купил, повесил... А место ее может
быть и другим. Попутно мне хотелось оспорить новейшее: все, что
на холсте, и всякое художественное изображение может быть коммерцией.
Перформанс нельзя купить? И его, бывает, можно продать. В общем,
модный лозунг: "Все стоит денег!" Я выбрал место и время. Народ
готовился к путчу, пришел на Гоголевский бульвар, где у метро
"Кропоткинская" множество афишных щитов. Прямо поверх афиш наклеил
листы своей цветной графики, иногда по два на один сюжет, но исполненные
в разном цвете. Как на них будет реагировать спешащий по делам
или с авоськами зритель? Сколько это провисит? Пусть два дня,
три. Не все ли равно, века или три дня - с точки зрения вечности?
Такая была идея. А реакция... Пробегали, останавливались. Не замечали.
Я клеил графические листы так, чтобы невозможно было оторвать.
Видно же, "произведение" - надо бы дома на стенку повесить...
Взгляните, тут на фотографии: края приклеенных намертво листов
аккуратно отогнуты, значит, пытались унести. Один человек, помню,
подошел, поулыбался, вгляделся, потом заплакал и ушел.
- А тут, на другой
фотографии, что за фигура ряженая возле вашей графики и афиш?
Кто-то из друзей подыгрывает?
- Я просил фотографа
нарочно не делать "постановок". Это местная арбатская сумасшедшая.
Тощая, в шлепанцах, халате и с авоськой на голове! Подошла и стала
танцевать у работ. Я хотел показать, что искусство не умерло и
не есть только предмет коммерции. И мне хотелось сделать обратное
тому, что случилось и длится почти век: взял с улицы, принес в
музей - вот искусство. Мне хотелось вынести его на улицу, посмотреть:
искусство? Плач, Танец - заметьте! А вскоре галерея "Риджина"
поступила привычно: взяли фрагмент газона, поместили его в зал.
Валялись на травке, была приглашена тусовка. Мою акцию мы повторили
с моими друзьями-художниками в январе 1992 года там же, на Гоголевском.
Она пришлась на единственный в ту зиму морозный день. Были Артем
Игнатьев, Ашот Асратян, к нам присоединился наш товарищ Тивецкий,
тринадцать лет назад уехавший в Америку и как раз прилетевший
в Россию.
- Те, кто вместе
с вами исповедует "живописный фундаментализм"? В интервью "Творчеству"
в 1990-м вы говорили: "Живописный фундамеитализм - для меня и
моих друзей даже в риторической форме нет вопроса: жива ли живопись?
Она не столько прошлое изобразительного искусства, сколько настоящее
и будущее его".
- Мы, кроме Асратяна,
в той или иной степени ученики Вейсберга. И Тивецкий тоже. У Вейсберга,
гениального и в жизни нелепого, было несколько знаменитых словечек.
"Вещь" или "сделал вещь" - значило порицание. Как и "литература",
впрочем, или "графика". Самым ругательным, конечно, было "море
в Крыму". Когда он был ребенком, думали, что ему не выжить, что
он погибнет от шизофрении. Не знаю, от этого ли он держал кисть
в перчатках. Зимой собирал нас у себя, летом в Спасо-Андроникове...
Подойдет, натянув рукав на ладонь, возьмет у тебя кисть, два-три
мазка: "Ну ты понял?". И ни словом не объяснит. Он, например,
Вермеера ставил выше Рембрандта из-за почти полного отсутствия
сюжета в работах первого. Мне же, признаться, нужны и Вермеер,
и Рембрандт - как-то скучновато остаться с одним Кабаковым и даже
с Малевичем.
- Лицо искусства
XX века определялось "санитарной" функцией авангарда, говорили
вы три года назад, называя ее очень продуктивной. "Апофаза авангарда"
- хотелось, чтобы вы развили это свое определение.
- Я объяснял: апофатическое
богословие стремится постигнуть Бога не в том, что Он есть, а
в том, что Он не есть. И таким образом прийти через незнание Его
не к пониманию, а к соединению с Ним.
- И вот, как вам
кажется, уже сто лет примерно это и происходит в изобразительном
искусстве?
- Авангард я бы предпочел
называть не направлением или течением, а экспериментами. Отрицающими
прогресс в искусстве, когда каждый новый "изм" зачеркивает предыдущий.
Поэтому я говорю об авангардной апофазе: определение сути там,
где ее нет. В православной традиции, пожалуй, это близко к борьбе
со "страстями". То есть путь к очищению через отрицание. Я бы
сравнил еще ситуацию в изобразительном искусстве с музыкой. Донотный
ее период и изобретение нотного письма. Тогда только произошло
разделение на композиторов и исполнителей. Так же и в искусстве:
есть люди с идеями, которые иногда даже бывают осуществлены случайно,
коряво. И есть исполнители, бывает, что и копирующие гениальную
корявость, "случайность". Есть множество людей, которые исполнят
блестяще, копируя творца. Удачнее его самого. Отсюда, кстати,
"измы" и литературность. На этот счет есть у меня несколько идей,
пока не осуществленных акций...
- Расскажите, если
это не авторская тайна, или так, чтобы не раскрывать ее до конца.
- Тут с магазина снимали
большие буквы прежней вывески. Они теперь кучей сложены во дворе,
а на стене рядом развесить бы холсты, сплошь, без зазора. Ведь
искусство и начиналось со стены. И некоторые из холстов должны
быть пусты, без изображения еще. "Эпизод" - называется эта идея,
а буквы пусть высятся хаотической горкой посередине. Другую акцию
я хотел бы назвать "Обломки Штольца". Смысл ее в том, что в России
всякое прямое действие противопоказано. Имеется в виду гончаровский
Штольц... И еще одна дальняя идея: устроить выставку, целиком
посвященную второй заповеди.
- "Не сотвори кумира..."
Да только надолго ли, пока не призовет нас очередная гражданская
труба, нам выпала эта редкая для России возможность - жить частной
жизнью?
- Уникальное сейчас
время в искусстве. Даже икона, которую я считал достоянием истории,
возрождается. Эти случаи меня впечатляют, хотя я считал язык ее
мертвым, вроде греческого или латыни. А он оказался - как иврит,
воскресший в сегодняшней Земле обетованной. Картина заслонила
икону, наш век уничтожил ее самое, как живописное окно в мир или
красочную картину его. Эти задачи успешно взяли на себя фотография,
кино, визуальные массовые средства информации. Остатки пышных
рам, фрагменты холста - предмет моей живописи последнего времени.
Остатки величия и тайны ее...